Фильм «Девочка» о трансгендерной балерине выходит в российский прокат. На Западе он вызвал скандал

Фильм "Девочка" о трансгендерной балерине выходит в российский прокат. На Западе он вызвал скандал

18+

В российский прокат выходит фильм «Девочка» (Girl), в котором рассказывается история трансгендерной балерины Лары. Фильм получил «Золотую камеру» и «Квир-пальму» на Каннском фестивале, но вызвал критику в трансгендерном сообществе.

«Девочка» — это первая полнометражная картина 27-летнего бельгийского режиссера Лукаса Донта. В ней рассказывается история 15-летней Лары, которая мечтает стать балериной. Лара родилась мальчиком, и ее отец поддерживает не только ее желание сменить пол, но и мечту стать балериной. Лара поступает в престижную академию балета, ей предстоят гормональная терапия и операция по смене пола. А пока ей приходится каждый день перед занятиями заклеивать гениталии скотчем.

На Каннском фестивале фильм получил «Золотую камеру» как лучший дебютный полнометражный фильм, а также «Квир-пальму» — специальную награду независимого жюри фестиваля, которая с 2010 года присуждается фильмам, освещающим квир и ЛГБТ-темы. 16-летний бельгиец Виктор Полстер, сыгравший Лару, получил в Каннах приз за лучшую роль в конкурсе «Особый взгляд».

«Девочка» была также номинирована на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Бельгия выдвинула «Девочку» на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но в окончательный список номинантов картина не вошла.

Фильм "Девочка" о трансгендерной балерине выходит в российский прокат. На Западе он вызвал скандал

На съемки фильма режиссера Лукаса Донта вдохновила реальная история трансгендерной танцовщицы Норы Монсекур, статью о которой он прочитал в 2008 году. По его словам, его глубоко тронула история бельгийки и он связался с ней. Над сценарием к фильму они работали вместе.

Несмотря на большое количество наград и номинаций и поддержку фильма со стороны Монсекур, некоторые критики сочли его наполненным стереотипами о трансгендерных людях. Активисты движения в защиту прав трансгендеров фильм тоже раскритиковали.

«Самый опасный фильм» (осторожно, спойлеры)

Критика фильма, во-первых, связана с тем, что ни Донт, ни соавтор сценария Анджело Тессенс, ни исполнитель главной роли Полстер не являются транссексуалами. Впрочем, по утверждению самого режиссера, в кастинге на главную роль в «Девочке» участвовали более 500 человек, в том числе и транссексуальные актеры.

«Но как бы проблематично это ни было, это (цисгендерный актер в роли трансгендера) наименьшая проблема «Девочки». Этот фильм — это не просто результат безответственного кастинга и вредных стереотипов, это самый опасный фильм о трансгендерном персонаже за последнее время», — написал в Hollywood Reporter кинокритик-трансгендер Оливер Уитни.

Фильм "Девочка" о трансгендерной балерине выходит в российский прокат. На Западе он вызвал скандал

Критики ругают «Девочку» за излишнюю зацикленность на физиологии. «Лара мучительно изучает свое обнаженное тело в пяти сценах — разве одной было недостаточно? — и в четырех излишне кровавых сценах она отрывает от своих гениталий скотч, подправляя их для балета», — пишет критик.

По его мнению, гениталии Лары появляются в «Девочке» чаще, чем она сама.

«Донт и его команда любят говорить, что сняли современный фильм, но «Девочка» очень шаблонна. [В фильмах про трансгендерных людей] всегда одна и та же концепция: ненависть трансгендерного героя к своему телу, особенно к гениталиям. Это не эмпатия, которую предлагается чувствовать зрителю, а жалость», — сказала Financial Times Элоиз Гимен-Фати, одна из руководителей бельгийского Центра изучения трансидентичности.

Отдельную волну критики вызвала концовка «Девочки», в которой Лара отрезает свои гениталии ножницами. После этого Донт заглядывает в будущее и показывает зрителю счастливую Лару, идущую по улице.

«Этот поворот не имеет никакого логического смысла — трудно себе представить трансгендерного человека, который ждет операцию по смене пола и отрезает себе часть тела, которая в буквальном смысле необходима для этой процедуры», — пишет Уитни.

Директор по трансгендерным медиа в американской неправительственной ЛГБТ-организации GLAAD Ник Адамс предупредил, что сцена с ножницами «может спровоцировать человека себя искалечить или даже покончить с собой».

«Я хотел, чтобы это был фильм о телесности»

Сам Донт объясняет акцентированность на теле Лары в «Девочке» тем, что в нем показан мир балета. «Девочка» — это еще и фильм о танце. Я действительно хотел, что это был фильм о телесности», — объяснил режиссер.

Танцор балета Чейз Джонси, который специализируется на женских ролях, сказал FT, что Донт затронул правильную тему: «Сложности, с которыми трансгендерные люди сталкиваются в мире балета, связаны с их телом, потому что это форма искусства, которая ориентирована на тело».

Фильм "Девочка" о трансгендерной балерине выходит в российский прокат. На Западе он вызвал скандал

Трансгендерная танцовщица Нора Монсекур, чья история вдохновила Донта на «Девочку», опубликовала в The Hollywood Reporter открытое письмо в поддержку фильма.

«Я провела бесчисленные часы, концентрируясь на своих внутренних демонах и чувствуя себя преданной своим собственным физическим телом. Сильнее всего меня ранили не те люди, которые издевались надо мной. Больше всего паники вызывала я сама и мои мысли. В «Девочке» эти мысли стали важной составляющей психики Лары», — написала она.

Монсекур отметила, что сцена с ножницами является выдумкой сценаристов.

«Мы сняли фильм с несколькими тяжелыми, честными сценами. Некоторые сцены может быть тяжело смотреть, но их важно показать. Я не хочу приукрашивать свой опыт или скрывать свои самые мрачные мысли. Они настоящие и не редкость в трансгендерном сообществе. В моей истории не было финального события фильма [сцена с ножницами], но это мысль, которая приходила мне в голову каждый день», — призналась она.

Она также отметила, что в «Девочке» показано, как важно иметь поддержку со стороны близких. «Дети должны иметь возможность открыто говорить со своей семьей и друзьями. «Девочка» — это не фильм ужасов. В ней есть смелость, отвага и страсть», — написала Монсекур.

Российский прокат

В Москве премьерный показ «Девочки» состоится 5 февраля. Изначально фильм должен был выйти в российский прокат в январе 2019 года, но премьеру перенесли на февраль. Перенос премьеры в России не связан с тематикой «Девочки», сказал Би-би-си гендиректор кинокомпании-прокатчика фильма HHG Владислав Пастернак.

Фильм "Девочка" о трансгендерной балерине выходит в российский прокат. На Западе он вызвал скандал

«Мы ждали получения прокатного удостоверения. Премьеру перенесли исключительно в коммерческих целях, чтобы успеть и расписать фильм по кинотеатрам, и провести ряд пиар-мероприятий для его раскрутки, и избежать ненужной конкуренции с некоторыми другими релизами», — объяснил он.

По его словам, проблем с получением прокатного удостоверения на фильм от министерства культуры также не возникло.

«К счастью, с минкультом не было вообще никаких проблем. Все документы были оформлены правильно, и мы с самого начала просили возрастное ограничение 18+, с этим ограничением «Девочка» и пойдёт в прокате. Но, конечно, учитывая сложную тематику фильма — речь о трансгендерной балерине — мы волновались, будет ли прокатка», — сказал Пастернак.

Источник